Путешествия Косметика Праздники Автомобили Школьники Детское здоровье Вышивка Красота и Здоровье
Лучшие статьи
загрузка...

Загрузка...
Загрузка...

Флот Петра: история и предпосылки к созданию русского флота

«Всякий потентат [правитель], который едино войско сухопутное имеет, одну руку
имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет.»
Петр I.

Во время второго Азовского похода 1696 года против Турции, первый раз русские выдвинули 2 линейных корабля, 4 брандера, 23 галеры и 1300 стругов, построенных на реке Воронеж. После завоевания крепости Азовбоярская дума обсудила рапорт Петра об этом походе и решила начать строительство военно-морского флота 20 октября1696 года. Эта дата считается официальным днем рождения регулярного Военно-Морского Флота России, корабли которого были построены на верфях Воронежского адмиралтейства.

Балтийский флот Российской империи был построен во время Великой Северной войны1700—1721 годов. Строительство галерного флота было начато в 1702—1704 годах на нескольких верфях, находящихся на эстуариях рек Сясь, Луга и Олонка. Для защиты завоёванных побережий и для атак на вражеские морские пути сообщения в Балтийском море был создан парусный флот из кораблей, построенных в России и купленных в других странах. В 1703—1723 годах главная база балтийского флота находилась в Санкт-Петербурге, а после этого — в Кронштадте. Новые базы были созданы в Выборге, Гельсингфорсе, Ревеле и Або. Вначале владимирский приказ управлял судостроительными делами, позднее эта функция была передана адмиралтейскому приказу.

В 1745 году Военно-Морской Флот имел 130 парусных кораблей, включая в себя 36 линейных кораблей, 9 фрегатов, 3 шнявы, 5 бандер и 77 вспомогательных судов. Гребной флот состоял из 396 кораблей, включая в себя 253 галеры и скампавеи и 143 бригантины. Корабли были построены на 24 верфях включая верфи в Воронеже, Казани, Переяславле, Архангельске, Олонце, Петербурге и Астрахани.

Военно-морские офицеры происходили из дворян — матросы были рекрутами из простонародья. Срок службы во флоте был пожизненным. Молодые офицеры обучались в школе математических и навигационных наук основанной в 1701 году и часто посылались для обучения и практики за границу. Иностранцы часто нанимались для военно-морской службы, например шотландец Томас Гордон — командир Кронштадтского порта. В 1718 году была образована Адмиралтейств-коллегия — высший орган управления Военно-Морского Флота в России.

Принципы организации военно-морского флота, методы образования и практики для подготовки будущих кадров, а также и методы проведения военных действий были написаны в морском уставе 1720 года — документе, основанном на опыте зарубежных стран. Пётр Первый, Федор Апраксин, Алексей Сенявин, Наум Сенявин, Михаил Голицын и другие считаются основателями искусства морского боя в России. Принципы военно-морского дела были дальше развиты Григорием Спиридовым, Фёдором Ушаковым и Дмитрием Сенявиным.

Сравнение российского Балтийского флота в 20-х годах XVIII века с флотами европейских стран (боеспособные линейные корабли)[6]:

РоссияВеликобританияФранцияШвецияДанияТурция
1709 год — 0
1720 год — 25
1721 год — 79
(из 124 числившихся)
1714 год — 66
1729 год — 45
1709 год — 48
1720 год — 22
1709 год — 42
1720 год — 25
1715 год — 42

Созданный императором Петром I флот к 20-м годам XVIII века достиг зенита своей боеспособности[7]. В этот период начинает осуществляться введение нового штата флота, что выразилось в строительстве 54-пушечных кораблей и закладке в 1723 году первого 100-пушечного корабля «Петр Первый и Второй»[7]. Одновременно, с 1722 года резко снижаются темпы кораблестроения. В последние годы царствования Петра закладывалось не более 1-2 кораблей в год[7] (в 1722 — 1, в 1723 — 1, в 1724 — 2, в 1725 — 1[8]), а необходимое количество для поддержания штатного состава было 3 корабля в год[7].

Резко ухудшилось положение в кораблестроении после смерти Петра. В 1726 году был заложен всего один 54-пушечный корабль, а в период с 1727 по 1730 годы не было заложено ни одного корабля[7]. В 1727 году в составе корабельного флота насчитывалось 15 боеспособных линейных кораблей (из 50 числившихся в составе флота) и 4 боеспособных фрегата (из 18 числившихся)[9]. В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству: «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот, сравнительно с прежним, сильно уменьшается; корабельный же приходит в прямое разорение, потому, что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает»[10].

Краткая история Российского военно-морского флота

Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.

У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.

Краткая история праздника Дня ВМФ

Ф. Лефорт

Первым морским учреждением стал
созданный в 1698 году Приказ воинского морского флота, в ведении которого
находились служившие на флоте иностранцы и Монетный двор. Собственно же
адмиралтейскими делами ведал Владимирский судный приказ, преобразованный в 1700
году в Приказ адмиралтейских дел, в управлении которого были кораблестроение,
снабжение флота, финансы, а также все адмиралтейские и морские чины "из
русских". Пока создавался только Азовский флот, этой системы было достаточно,
но с началом строительства флота для Балтики потребовалось значительное
расширение системы управления "морской частью". Возникает
необходимость при едином подчинении всего морского управления более четко
разграничить обязанности административной и портовой администрации от
собственно морской. Так, хотя главным начальником Балтийского флота числился
адмирал Ф. Головин, до него самого доводили только общие распоряжения.
Основными вопросами, связанными с созданием флота, занимался сам Петр, а общее руководство
кораблестроением осуществлял ингер-манландский комендант А. Менши-ков. Работой
же Олонецкой, а затем С.-Петербургской верфей непосредственно руководил
олонецкий комендант И. Яковлев.

Военное командование на Балтике
осуществляли:  корабельным  флотом — вице-адмирал К. Крюйс, галерным —
шаутбенахт И. Боцис. Так было до 1707 года. Здесь не приходится говорить о
четкости и слаженности управления делами флота. Обязанности административных лиц
четко не разграничивались. Сферы их деятельности постоянно перекрещивались.
Кроме того, некоторые были некомпетентны во флотских делах, что часто приводило
к различного рода конфликтам, погасить которые порой было способно лишь
радикальное вмешательство самого Петра.

– Какие военные корабли, совершившие подвиг, вы
знаете?

Ученик 2 делает сообщение о подвиге крейсера
“Варяг”.

“Варяг” – бронепалубный крейсер, экипаж
которого отличился во время неравного боя с
японской эскадрой 27.01 (09.02) 1904 г.
Построен в 1899 г. на верфях Филадельфии (США),
вступил в строй в 1901 г. Самый быстроходный
корабль своего класса в мире. Экипаж – 570 человек.
8 февраля 1904 г. “Варяг” вместе с канонерской
лодкой “Кореец” был блокирован в нейтральном
корейском порту Чемульпо (Инчхон) японской
эскадрой. 9 февраля 1904 г. японцы предъявили
командирам русских кораблей ультиматум с
требованием до 12 часов покинуть нейтральный
порт, угрожая в случае отказа атаковать их прямо
на рейде. Командир “Варяга” В. Ф. Руднев решил
принять бой. Русские корабли попытались прорвать
японскую блокаду. “Варяг” и “Кореец”
устремились навстречу японской эскадре,
состоящей из 6 крейсеров и 8 миноносцев. [8] На
расстоянии 10 миль от Чемульпо, у острова Йодолми,
произошел бой, продолжавшийся около 1 часа.
“Варяг” потопил вражеский миноносец и нанес
серьезные повреждения 2 японским крейсерам.
Потеряв почти все: артиллерию, 7 офицеров и 115
матросов убитыми и раненными (не считая свыше 100
легкораненых), получивший 5 подводных пробоин,
поврежденный “Варяг” вернулся на рейд Чемульпо.
Чтобы избежать захвата кораблей японцами, их
экипажи затопили “Варяг” и взорвали
канонерскую лодку “Кореец”. [4] Оставшихся в
живых русских моряков подобрали иностранные
корабли. Крейсер “Варяг” впоследствии был
поднят японцами и использован как учебный
корабль, потом его разрезали на металлолом. Но
российские моряки хранят память о подвиге
экипажа “Варяга”. И сегодня в военно-морском
флоте России несет службу боевой корабль с этим
именем. [6]. Этому подвигу посвящена песня,
которую, я думаю, все вы слышали: “Врагу не
сдается наш гордый “Варяг”…”.

Ученик 3 познакомит нас с другим героическим
экипажем. Этот экипаж может быть всем нам менее
знаком, но по значимости подвига он нисколько не
уступает “Варягу”.

Бриг “Меркурий” был заложен в январе 1819 г. на
верфи в Севастополе, спущен на воду 19 мая 1820 г.
Тактико-технические характеристики: длина – 29,5
м, ширина – 9,4 м, осадка – 2,95 м. Вооружение – 18
24-фунтовых пушек.
Шла Русско-турецкая война 1828 – 1829 гг. В мае 1829 г.
“Меркурий” в составе небольшого отряда под
флагом капитан-лейтенанта П.Я. Сахновского
совместно с фрегатом “Штандарт” и бригом
“Орфей” нес дозорную службу в районе Босфора.
Утром 26 мая была обнаружена турецкая эскадра в
составе 18 судов, в том числе 6 линейных кораблей, 2
фрегатов и 2 корветов. Подавляющее превосходство
противника было неоспоримым, и поэтому
Сахновский подал сигнал не принимать боя. Подняв
все паруса, “Штандарт” и “Орфей” ушли от
погони. “Меркурий”, построенный из тяжелого
крымского дуба, а потому значительно уступавший
в скорости, отстал. Бросившиеся в погоню
быстроходные корабли турецкого флота,
110-пушечный линейный корабль “Селимие” и
74-пушечный “Реал-Бей”, вскоре настигли русский
бриг.
Видя неизбежность боя с врагом, командир брига
капитан – лейтенант А. И. Казарский собрал
офицеров. Выступивший по традиции первым самый
младший по званию поручик корпуса флотских
штурманов И. П. Прокофьев выразил общее мнение –
принять бой, а в случае угрозы захвата корабля –
взорвать его, для чего возле крюйт-камеры
оставить заряженный пистолет.
Бриг первым дал залп по противнику. Казарский
умело маневрировал, не давая туркам вести
прицельный огонь. Когда “Селимие”, пытаясь дать
бортовой залп по рангоуту русского корабля, стал
подходить с правого борта, Казарский сумел
оставить противника на кормовых курсовых углах.
Несколько позднее “Реал-Бей” все же смог занять
огневую позицию с левого борта и “Меркурий”
попал под перекрестный обстрел. Турки осыпали
“Меркурий” ядрами и брандскугелями. Во многих
местах начался пожар. Часть команды принялась
тушить его, но меткий обстрел турецких кораблей
не ослабевал. Русским канонирам удалось нанести
столь существенные повреждения “Сумилие”, что
турецкий корабль был вынужден лечь в дрейф. Но
“Реал-Бей” продолжал обстрел русского брига.
Наконец он тоже получил попадание ядром в
переднюю мачту и стал отставать.
Около четырех часов длился этот беспримерный
бой. “Меркурий”, несмотря на то, что им было
получено двадцать два попадания в корпус и около
трехсот в такелаж и рангоут, вышел из него
победителем и на следующий день присоединился к
Черноморской эскадре. Адмирал А.С. Грейг,
командующий флотом, позднее доносил императору о
том, что “столь необыкновенное происшествие,
доказывающее в чрезвычайной степени твердость
духа … всех чинов, обрекших себя на смерть для
спасения чести флага, ими носимого, превышает
всякую обыкновенную меру награды”. Капитан –
лейтенант А. И. Казарский был удостоен ордена
Святого Георгия 4-й степени и произведен в
капитаны 2 ранга, а корабль награжден кормовым
Георгиевским флагом и вымпелом. Кроме того, в
императорском рескрипте говорилось, что “когда
бриг сей будет приходить в негодность, построить
по одному с ним чертежу и в совершенном с ним
сходстве таковое же судно, наименованное
“Меркурием”, приписав к тому же экипажу, на
который перенести и Георгиевский флаг с
вымпелом”. Эта традиция, сложившаяся в русском
флоте, продолжается и поныне. На широких
просторах морей и океанов несут российский флаг
морской тральщик “Казарский” и
гидрографическое судно “Память “Меркурия”. [3]

Есть еще один всем известный корабль, который
стал символом социалистической революции 1917 г. и
на сегодняшний день находится на стоянке в
городе на Неве – Санкт-Петербурге. Назовите этот
корабль.


          

Основным мероприятием боевой подготовки сил ВМФ в 2010 г. стало участие Тихоокеанского флота во взаимодействии с тяжелым атомным ракетным крейсером «Пётр Великий» Северного флота и гвардейским ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота в оперативно-стратегическом учении «Восток-2010». С борта тяжелого атомного крейсера «Пётр Великий» за ходом учений в Японском море наблюдал Верховный Главнокомандующий ВС РФ - Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Продолжается активизация сотрудничества с флотами зарубежных стран в сфере обеспечения безопасности мореплавания, борьбе с пиратством, наркобизнесом, контрабандой, по оказанию помощи судам, терпящим бедствие, и спасанию жизни на море.

Классификация 1907 года

Приказом от 10 октября (григорианский календарь) 1907 года была введена новая классификация кораблей российского флота:

Классификация 1915 года

Новая классификация, разработанная Морским генеральным штабом, была утверждена в июне 1915 года. Она включала следующие корабли:

Современный Российский военно-морской флот имеет надежную боевую технику: это мощные ракетные крейсеры, атомные подводные лодки, противолодочные корабли, десантные суда и самолеты морской авиации. Эта техника эффективно работает в умелых руках наших военно-морских специалистов. Российские моряки продолжают и развивают славные традиции военно-морского флота России, имеющего уже более чем 300-летнюю историю.

Благодарю за внимание и выражаю свою признательность за желание посвятить работу вашей
конференции 300-летию Российского флота, с которым, мы не сомневаемся в этом, у многих из
участников в своей жизни были и рабочие встречи, и совместная работа.

Список литературы

  1. Баранюк В., Воробьев В. "АСУ управления штабов и военных учереждений". - Воениздат, 1974.
  2. Сяо Д., Керр Д., Медник С. "Защита ЭВМ". - Мир, 1982.
  3. "Электроника. Прошлое, настоящее, будущее", пер. с англ. - Мир, 1980.
  4. Грубов В. "Справочник по ЭВМ". - Наукова думка, 1989.

Материалы 6-й Международной Крымской Микроволновой Конференции КрыМиКо'96. 16-19 сентября 1996 г., Севастополь, Крым, Украина
Статья помещена в музей 23.07.2011 г. с разрешения авторов.

(голосов:0)
Похожие статьи:
Аукцион Vitber


Алиб.ру - Главная|
Последние поступления
|
Форум
|
Продавцы книг
|
Как купить книгу
|
Как продать книги
|
Ищу книгу
|
Доставка
|
О сайте


Вы выбрали купить:

Сем-Сандберг С. Отдайте мне ваших детей. Перевод со шведского Е.Тепляшиной М. Астрель, CORPUS 2011г. 640 с.илл. Твердый переплет, увеличенный формат.
(Продавец: BS - yurij, Израиль, Тель-Авив.) Цена: 930 руб.
В книге рассказывается о еврейском гетто, созданном нацистами в польском городе Лодзь, о Мордехае Хаиме Румковском, который возглавлял юденрат, орган еврейского якобы самоуправления гетто, и о повседневной жизни в гетто. Румковский был крайне противоречивой фигурой - `отец гетто`, сначала отвечавший за все, потом лишившийся всякой возможности влиять на события, казнивший и миловавший, строивший школы и приюты и подавлявший забастовки, которого многие считают предателем и слепым орудием в руках немцев, но который разделил с жителями гетто их судьбу до конца, был депортирован в Освенцим и погиб со всей семьей. Это роман о жизни в обнесенных колючей проволокой районах на глазах у всего города, о предписанной немцами мертвящей дисциплине, об уносящем жизни рабском труде, холоде, голодных смертях - и о сытой, полной светских развлечений жизни элиты гетто. О депортациях, когда из семей вырывают детей, стариков, больных и отправляют на смерть, и о том, как постепенно из гетто отправляют в лагеря смерти все 250 тысяч жителей. Лишь 10 тысяч из них чудом выжили. Но в первую очередь это книга о том, как люди остаются людьми, заботятся о других, о чужих, о том, как они всем миром создают `Хронику гетто` - газету, служившую автору уникальным источником информации, о том, как они учат детей, хранят веру, влюбляются, спасают любимых. Своим романом Стив Сем-Сандберг дает незабываемое, не имеющее прецедентов в мировой литературе представление о реальности Холокоста
Состояние: очень хорошее


Покупаете здесь первый&nbspраз?

Снять книгу с продажи (только для BS)

Все экземпляры в продаже

Что посмотреть в Питере за 3 дня?

Санкт-Петербург относится к тем городам, которые невозможно в полной мере открыть за один раз. Заполнив вашу душу радостными воспоминаниями до отказа, Питер покажет лишь малую часть своих сокровищ. Выбирая, что посмотреть в Питере за 3 дня, очень непросто определиться с маршрутом и списком достопримечательностей. Посетить хочется все – начиная от Эрмитажа и Исаакиевского собора и заканчивая реками и каналами этого прекрасного города. К сожалению, времени на все не хватит. Приходиться выбирать только самые известные и знаковые достопримечательности. В надежде, что в следующую поездку в Северную столицу получится наверстать упущенное.


Всемирный день китов и дельфинов

Что такое Мировой океан? Это источник полезных продуктов питания для человека, минералов, важный фактор в формировании климата, а по некоторым данным - точка отсчета жизни на Земле. Но самое первое, что приходит на ум в качестве ответа на поставленный вопрос: океанические воды являются средой обитания для многочисленных организмов, в том числе млекопитающих. Яркие представители последних – киты и дельфины – внешне очень похожи на рыб, а ведь так и должно быть, иначе в создавшихся природных условиях им не выжить. Эти добрые, необычные животные настолько приглянулись человеку, что было решено ежегодно отмечать праздник в честь прекрасных морских созданий. Каждый желающий может приобщиться к нему 23 июля, во Всемирный день китов и дельфинов.


Комментарии к статье История создания российского флота:
Загрузка...
loading...


2015-2016